Горячая линия

Телефоны доверия

8-800-2000-122 
8-347-246-12-12 
8-347-373-09-00  
Уполномоченный по правам ребенка в Республике Башкортостан по муниципальному району Белорецкий район Коновалова Е.В. проводит прием каждый понедельник с 10.00 часов до 12.00 часов по телефонной линии 8 (34792) 3-32-18

                          РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 

                         ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

 

    Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов

               и проектов нормативных правовых актов

 

    Принят Государственной Думой                   3 июля 2009 года

    Одобрен Советом Федерации                      7 июля 2009 года

 

    (В редакции федеральных законов от 21.11.2011 г. N 329-ФЗ;

                    от 21.10.2013 г. N 279-ФЗ)

 

     Статья 1

 

     1. Настоящий   Федеральный   закон  устанавливает  правовые  и организационные  основы  антикоррупционной  экспертизы  нормативных правовых  актов  и  проектов  нормативных  правовых  актов  в целях выявления  в  них  коррупциогенных  факторов  и   их   последующегоустранения.

     2. Коррупциогенными факторами являются  положения  нормативных правовых    актов    (проектов    нормативных    правовых   актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие  пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих  правил,  а  также  положения,   содержащие   неопределенные, трудновыполнимые  и  (или) обременительные требования к гражданам и организациям  и  тем  самым  создающие   условия   для   проявления коррупции.

     Статья 2

     Основными принципами  организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов  нормативных  правовых  актов) являются:

     1) обязательность  проведения   антикоррупционной   экспертизы проектов нормативных правовых актов;

     2) оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами;

     3) обоснованность,  объективность и проверяемость  результатов антикоррупционной  экспертизы  нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);

     4) компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);

     5) сотрудничество  федеральных  органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти    субъектов    Российской   Федерации,   органов   местного

самоуправления,  а  также  их  должностных  лиц  (далее  -  органы, организации,   их  должностные  лица)  с  институтами  гражданского общества при проведении  антикоррупционной  экспертизы  нормативных

правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

     Статья 3

     1. Антикоррупционная  экспертиза  нормативных  правовых  актов(проектов нормативных правовых актов) проводится:

     1) прокуратурой   Российской  Федерации  -  в  соответствии  снастоящим Федеральным законом и Федеральным законом "О  прокуратуре Российской  Федерации",  в  установленном  Генеральной прокуратурой Российской Федерации  порядке  и  согласно  методике,  определенной Правительством Российской Федерации;

     2) федеральным   органом    исполнительной    власти в областиюстиции  -  в   соответствии  с  настоящим  Федеральным законом,  в порядке и согласно       методике,   определенным    Правительством Российской Федерации;

     3) органами,  организациями,  их  должностными  лицами   -   в соответствии   с   настоящим   Федеральным   законом,   в  порядке, установленном   нормативными   правовыми   актами   соответствующих федеральных  органов  исполнительной  власти,  иных государственных органов и организаций,  органов  государственной  власти  субъектов Российской Федерации,  органов местного самоуправления,  и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

     2. Прокуроры  в  ходе  осуществления своих полномочий проводят антикоррупционную экспертизу нормативных  правовых  актов  органов, организаций, их должностных лиц по вопросам, касающимся:

     1) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;

     2) государственной      и     муниципальной     собственности, государственной и  муниципальной  службы,  бюджетного,  налогового, таможенного,   лесного,  водного,  земельного,  градостроительного,

природоохранного     законодательства,      законодательства      о лицензировании,    а    также    законодательства,    регулирующего деятельность государственных корпораций, фондов и иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федерального закона;

     3) социальных   гарантий   лицам,   замещающим    (замещавшим)

государственные     или    муниципальные    должности,    должности государственной или муниципальной службы.

     3. Федеральный  орган  исполнительной власти в области юстиции проводит антикоррупционную экспертизу:

     1) проектов  федеральных  законов,  проектов указов Президента Российской  Федерации  и   проектов   постановлений   Правительства Российской   Федерации,   разрабатываемых   федеральными   органами

исполнительной   власти,   иными   государственными   органами    и организациями, - при проведении их правовой экспертизы;

     2)  проектов  поправок  Правительства  Российской  Федерации к проектам  федеральных законов, подготовленным федеральными органами исполнительной    власти,   иными   государственными   органами   и организациями, - при проведении их правовой экспертизы;          (В редакции     федеральных     законов     от 21.11.2011 г. N 329-ФЗ;

от 21.10.2013 г. N 279-ФЗ)

     3) нормативных    правовых    актов    федеральных     органов исполнительной власти,  иных государственных органов и организаций, затрагивающих права,  свободы и обязанности человека и  гражданина, устанавливающих    правовой    статус   организаций   или   имеющих

межведомственный   характер,   а   также   уставов    муниципальных образований  и  муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы  муниципальных  образований   -   при   их   государственной регистрации;

     4) нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации - при мониторинге их применения и при внесении сведений в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 21.11.2011 г. N 329-ФЗ)

     4. Органы,   организации,   их   должностные   лица   проводят  антикоррупционную  экспертизу принятых  ими  нормативных  правовых актов (проектов  нормативных  правовых  актов)  при  проведении  их правовой экспертизы и мониторинге их применения.

     5. Органы,  организации,  их   должностные   лица   в   случае обнаружения  в  нормативных  правовых  актах  (проектах нормативных правовых  актов)  коррупциогенных   факторов,   принятие   мер   по

устранению  которых  не относится к их компетенции,  информируют об этом органы прокуратуры.

     6.  Антикоррупционная  экспертиза  нормативных правовых актов, принятых   реорганизованными   и   (или)   упраздненными  органами, организациями, проводится органами, организациями, которым переданы

полномочия   реорганизованных   и   (или)   упраздненных   органов, организаций, при мониторинге применения данных нормативных правовых актов. (Часть       дополнена       -       Федеральный       закон

от 21.11.2011 г. N 329-ФЗ)

     7.  Антикоррупционная  экспертиза  нормативных правовых актов, принятых   реорганизованными   и   (или)   упраздненными  органами, организациями,   полномочия   которых  при  реорганизации  и  (или)

упразднении не переданы, проводится органом, к компетенции которого относится   осуществление   функции  по  выработке  государственной политики  и  нормативно-правовому  регулированию  в соответствующей сфере  деятельности,  при мониторинге применения данных нормативных правовых актов. (Часть     дополнена     -     Федеральный    закон

от 21.11.2011 г. N 329-ФЗ)

     8. При выявлении в нормативных правовых актах реорганизованных и  (или) упраздненных органов, организаций коррупциогенных факторов органы, организации, которым переданы полномочия реорганизованных и (или)  упраздненных органов, организаций, либо орган, к компетенции

которого    относится    осуществление    функции    по   выработке государственной  политики  и  нормативно-правовому  регулированию в соответствующей  сфере деятельности, принимают решение о разработке проекта нормативного правового акта, направленного на исключение из нормативного  правового  акта реорганизованных и (или) упраздненных органа, организации коррупциогенных факторов. (Часть   дополнена  - Федеральный закон от 21.11.2011 г. N 329-ФЗ)

     Статья 4

     1. Выявленные   в   нормативных   правовых   актах   (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются:

     1) в требовании прокурора об изменении нормативного  правового акта  или  в  обращении прокурора в суд в порядке,  предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации;

     2) в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях,  предусмотренных  частями  3  и  4  статьи  3 настоящего Федерального закона (далее - заключение).

     2. В требовании прокурора об изменении нормативного  правового акта  и  в  заключении должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения.

     3. Требование прокурора об  изменении  нормативного  правового акта  подлежит обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или должностным лицом не позднее чем  в  десятидневный срок  со  дня  поступления требования и учитывается в установленном

порядке органом, организацией или должностным лицом, которые издали этот акт, в соответствии с их компетенцией. Требование прокурора об изменении   нормативного    правового    акта,    направленное    в

законодательный  (представительный)  орган  государственной  власти субъекта Российской Федерации или в представительный орган местногосамоуправления,  подлежит  обязательному  рассмотрению на ближайшем заседании соответствующего органа  и  учитывается  в  установленном

порядке  органом,  который  издал  этот  акт,  в соответствии с его

компетенцией.

     4. Требование  прокурора  об  изменении нормативного правового акта может быть обжаловано в установленном порядке.

     4-1. Заключения, составляемые при проведении антикоррупционной экспертизы  в  случаях,  предусмотренных пунктом 3 части 3 статьи 3 настоящего  Федерального  закона,  носят обязательный характер. При выявлении  коррупциогенных  факторов  в  нормативных правовых актах федеральных  органов  исполнительной  власти,  иных государственных органов  и  организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека  и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций

или   имеющих   межведомственный   характер,   а  также  в  уставах муниципальных образований и муниципальных правовых актах о внесении изменений  в  уставы  муниципальных  образований  указанные акты не подлежат государственной регистрации. (Часть       дополнена      - Федеральный закон от 21.11.2011 г. N 329-ФЗ)

     5.  Заключения,  составляемые при проведении антикоррупционной экспертизы  в  случаях,  предусмотренных  пунктами 1, 2 и 4 части 3 статьи  3  настоящего  Федерального  закона, носят рекомендательный характер  и  подлежат  обязательному  рассмотрению соответствующими органом, организацией или должностным лицом. (В            редакции Федерального закона от 21.11.2011 г. N 329-ФЗ)

     6.  Разногласия, возникающие при оценке указанных в заключении коррупциогенных  факторов,  разрешаются  в  порядке,  установленном Правительством Российской Федерации. (В    редакции    Федерального закона от 21.11.2011 г. N 329-ФЗ)

     Статья 5

     1. Институты гражданского общества и граждане могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации,

за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную

экспертизу   нормативных   правовых   актов  (проектов  нормативных

правовых  актов).  Порядок  и  условия  аккредитации  экспертов  по

проведению  независимой  антикоррупционной  экспертизы  нормативных

правовых    актов    (проектов    нормативных    правовых    актов)

устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области

юстиции. (В редакции Федерального закона от 21.11.2011 г. N 329-ФЗ)

     2. В заключении по результатам  независимой  антикоррупционной

экспертизы  должны  быть  указаны выявленные в нормативном правовом

акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенные  факторы

и предложены способы их устранения.

     3. Заключение  по  результатам  независимой  антикоррупционной

экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному

рассмотрению органом,  организацией или должностным лицом,  которым

оно  направлено,  в  тридцатидневный срок со дня его получения.  По

результатам рассмотрения гражданину  или  организации,  проводившим

независимую   экспертизу,  направляется  мотивированный  ответ,  за

исключением случаев,  когда в заключении отсутствует предложение  о

способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.

 

 

     Президент Российской Федерации                      Д.Медведев

 

     Москва, Кремль

     17 июля 2009 года

     N 172-ФЗ